Устройство Вагонов
Все вагоны, независимо от назначения, имеют следующие основные узлы: кузов, рама, ходовые части, ударно-тяговые устройства, тормозное оборудование.
Кузов служит для размещения в вагоне пассажиров или грузов.
В эксплуатации находятся грузовые вагоны с большим разнообразием кузовов, которые классифицируются в зависимое!и от рода перевозимых грузов, материала обшивки, конструкции рамы и выгрузки грузов.
В зависимости от рода грузов кузова делятся на открытые (платформы, полувагоны, думпкары, некоторые виды хопперов, транспортеры) и закрытые (крытые, цистерны, изотермические, хопперы для зерна, минеральных удобрений, цемента и др.). Кузов может иметь металлическую или деревянную обшивку. В зависимости от конструкции устройств для загрузки и выгрузки грузов кузова могут быть с дверьми на боковых стенах или с люками в полу и крыше. Рамы кузовов могут быть с хребтовой балкой и без нее.
Конструкцию кузова рассмотрим на примере восьмиосного полувагона (рис. 14.5).
Кузов этого полувагона цельнометаллический, состоит из рамы, боковых 1 и торцевых 14 стен, а также пола 13. образованного крышками двадцати двух люков. Все элементы кузова соединены на сварке в единую жесткую несущую конструкцию, воспринимающую все виды нагрузок. Рама является основанием, на котором смонтированы стены, автосцепное 2 и тормозное 4 оборудование, и состоит из балок: несущих продольных (хребтовой 12 и боковых 6) и поперечных (концевых 7, шкворневых 10 и промежуточных 11).
Хребтовая балка /2 служит для крепления на ней автосцепного и тормозного оборудования и воспринимает через автосцеппродольные нагрузки от соседних вагонов поезда. Поперечные балки связывают хребтовую балку с боковыми стенами в единую конструкцию.
В торцевых частях полувагона имеются двухстворчатые двери, открывающиеся вовнутрь кузова. Шкворневые балки К) передают все возникающие в процессе движения статические и динамические усилия через пятник и скользуны на тележки 3.
К ходовым частям вагона относятся колесные пары, буксы, рессорное подвешивание. В четырехосных и многоосных вагонах эти элементы объединены в тележки, которые обеспечивают более легкое прохождение вагонов в кривых участках пути и более плавный ход. По числу осей тележки бывают двух-, трех-, четырех-и многоосные.